- История развития снегоходов
Сталкиваясь с непреодолимыми препятствиями в передвижении и перевозку грузов в зимнее время, люди были вынуждены создавать устройства, которые могли бы облегчить выполнение этой сложной задачи. Так возникли первые прототипы современных снегоходов. Но человеческая мысль не стояла на месте, не один человек трудился над тем, чтобы усовершенствовать технику, помогающую людям передвигаться на далекие расттояния в любое время года, и сегодня мы видим результаты этих технических изысканий: авиалайнеры, поезда, автомобили и снегоходы.
1.1. Первый шаг к снегоходу
Прототипом современных снегоходов являются аэросани, изобретенные ещё в далеком 1903 году советским конструктором С.С. Неждановским. Результаты енр работы впервые были опубликованы в 1905 году в журнале «Воздухоплаватель», после чего аэросани завоевали огромную популярность во всем мире, и уже через 2 года появилась ещё одна модель, на этот раз сконструированная другим русским ученым А.Д. Докучаевым совместно с изобретателем «лыжного автомобиля»- Ю.А. Меллером. Принцип работы аэросаней заключался в том, что огромный воздушный винт приводился в движении при помощи двигателя внутреннего сгорания, и некоторые издания даже называли изобретение «санями с огромным винтом, помогающим передвигаться по снегу». Интересно, что «лыжный автомобиль» был назван аэросанями не сращу, а только в 1908 году.
Изобретение аэросаней, позволяющих передвигаться по бескрайним заснеженным просторам, стало бесценным открытием для России с ее географическими и климатическими условиями, так что аэросани не раз находили свое применение не только в повседневной жизни, но и во время войны. Известно, что солдаты Красной Армии пользовались аэросанями в Гражданской Войне и во Второй Мировой Войне.
Безусловно аэросани ещё не были полноценными снегоходами в нашем современном понимании из-за отсутствия гусениц, но все же они стали их прототипом.
1.2. Появление гусениц Кегресса
Адольф Кегресс разработал оригинальные системы гусениц, которые были названы "Гусеницы Kegresse". Он создал их в России специально для царя Николая II. И применил их к нескольким автомобилям в царском гараже, включая автомобили Rolls-Royce и грузовики Packard. Хотя они и не были снегоходами, но мы можем рассматривать их как прародителей современной концепции.
Зимой 1909 года Адольф Кегресс взял за основу автомобиль «Непир», заменил его задние колеса, изготовленной из верблюжьей шерсти гусеничной лентой, натянутой на специальные барабаны. А передние колеса оборудовал короткими и широкими лыжами. Производство резиновой ленты вскоре освоит завод «Красный треугольник» в Петербурге. Сложная система балансирных рычагов и катков обеспечивала равномерное давление машины на грунт.
6 февраля 1911 года состоялся первый пробег новой машины Кегресса, его провели рядом с Царским Селом. Автомобиль удачно прошел 12 верст по заснеженной дороге.
Зимой 1913 года на испытаниях, организованных Императорским автомобильным обществом, гусеничный «Мерседес» прошел по снегу за 57,8 секунды 1 км с хода.
В мае 1914 г. Кегресс получает патент на «автомобильные сани» № 26-751. Его изобретение привлекает внимание владельцев Русско-Балтийского вагонного завода. Который приобретает патент Кегресса и на базе производимого ими автомобиля «Руссо-Балт» налаживает изготовление автосаней.
В начале февраля 1914 года завод проводит испытания автосаней в Красном Селе. Зафиксирована скорость 30-35 верст в час. А в феврале автосани Кегресса удавалось разогнать до 56 верст в час.
27 февраля 1915 года около Зимнего дворца на льду Невы проходят испытания усовершенствованных автосаней Кегресса. Скорость достигает 30-40 км/ч.
В августе 1916-го Адольф Кегресс представил первый в мире полугусеничный бронеавтомобиль. Пройдя испытания на проходимость, он был вскоре принят на вооружение.
Со временем в военных целях «систему Кегресса» пробуют установить на мотоцикл. Так рождается первый снегоход, который позднее вернется к нам из-за рубежа.
1.3. Снегоход Карла Элиасона
Несмотря на некоторые попытки русских установить систему Кегресса на мотоцикл, официальным изобретателем снегохода считается американец Карл Элиасон. Карл Элиасон разработал прототип современного снегохода в 1924 году. Он был оснащен двигателем водяного охлаждения и обладал мощностью 2,5 л. с.
К 1927 году Карл Элиасон получил, по меньшей мере, 40 патентов на снегоходы. После того, как изобретателю удалось получить крупный заказ на изготовление 200 экземпляров снегоходов, он продал патент компании FWD, расположенной в Клинтонвилле, где было выпущено ещё 300 экземпляров- на этот раз для военных нужд.
1.1. Снегоход Жозеф-Армана Бомбардье
Параллельно с Элиасоном работал Бомбардье (Bombardier). Снегоходы его времени не были пригодны для эксплуатации во влажных снежных районах, таких как Южный Квебек и Новая Англии. Это побудило Жозеф-Армана Бомбардье из маленького городка Валкорт в Квебеке Канада, изобрести различные системы гусениц Caterpillar подходящих для всех видов снега.
Бомбардье уже сделал несколько "металлических" гусеничных машин с 1928 года, но его новая революционная система гусениц (армированное хлопком резиновое гусеничное полотно и обрезиненные зубчатые колеса для привода таких гусениц) была его первым крупным изобретением.
Он начал производство больших, закрытых, с семью пассажирами снегоходов B-7 в 1937 году, и представил еще одну модель - двенадцати пассажирский B-12 в 1942 году.
В B-7 был установлен двигатель V-7 от Ford Motor Company. B-12 был с шестицилиндровым промышленным двигателем от Chrysler, 2817 единиц этого двигателя были выпущены до 1951 года. Машина использовалась во многих сферах, таких как скорая помощь, почта Канады, зимой "школьным автобусом", машиной лесного хозяйства и даже армейским автомобилем во Второй мировой войне.
В 1957 года господин Бомбардье решил, наконец, осуществить давнюю мечту об индивидуальном снегоходе — небольшом, удобном, недорогом. К началу 1958г. построены несколько прототипов. Это были полностью открытое одно — двухместные машины с широким траком. Первый экземпляр имел одну управляемую лыжу, но от такой схемы из-за неустойчивости плохой поворачиваемости Бомбардье отказался довольно быстро.
Все построенные образцы сами по себе не стали ничем большим, но изобретатель осваивал новое для себя направление снегоходостроения. Он знал, что путь к успеху обязан быть непростым.
Удача долго ждать себя не заставила. В конце 1958 года в районе Валькурта состоялись первые дорожные испытания снегохода, построенного с ошибок предыдущих версий. Результаты этих испытаний оказались даже более чем удовлетворительными. Началась подготовка производства.
В 1959 года изготовлено 225 легких снегоходов, уже получивших к тому времени имя Ski-doo. Это была конструкция с двумя длиннющими лыжами (полтора метра!) и пружинной подвеской склиза. Гусеница была полностью резиновой, а сцепление центробежным. Первый Ski-doo развивал 40 км/ч и довольно легко преодолевал полуметровые сугробы.
Все 225 машин были проданы по цене от 900 до 1000 долларов, что по тем временам было очень дорого. А люди покупали и просили еще. Все говорило об успехе, и с этого года легкие снегоходы становятся основным объектом интересов Жозефа-Армана Бомбардье.
1.5. Персональные снегоходы
В 1914 году, O.M. Эриксоном и искусствоведом П. Н. Бушнеллом компании в Абердине, штата Южная Дакота, был построен открытый двухместный автомобиль "Мотор-Боб". Хотя он был мало похож на современные версии, но все же является одним из ранних примеров личных моторизованных снегоходов.
Эдгар Аллен Хеттин и Дэвид Джонсон из Розо, штат Миннесота, были одними из первых, кто создал практические снегоходы в 1955-1956 годах, но эти машины были тяжелыми и медленными. Их компания, Hetteen и Derrick поднялась, преобразовавшись в Polaris Industries. И только в 1960 году, когда двигатели стали легче и меньше, чем раньше что Bombardier изобрел, мы узнаем современный снегоход, его начали продавать как "Ski-Doo".
В 1970-х годах было более ста производителей снегоходов. Многие из компаний малого ряда и крупнейших производителей, пытались организовать производство мотоциклов и подвесных моторов, чтобы держаться на плаву. Большинство из этих компаний все равно обанкротилось во время в 1973 бензинового кризиса и последующих спадов, либо были скуплены более крупными компаниями. Продажи увеличились только в 1997 году.
Рынок снегоходов в настоящее время разделен между четырьмя большими Северными американскими организациями и японскими (Bombardier Recreational Products (BRP), Arctic Cat, Yamaha, Polaris) и некоторыми специализированными организациями, как Квебек в основе AD Boivin (производитель Snow Hawk) и Европейского Снегохода Alpina. На рынке есть также и снегоходы отечественных производителей, например- «Stels», «Русская Механика». Их цена определенно меньше, но и качество исполнения и уровень совершенно другие.
2. Снегоходы сегодня
Снегоходы является наземным транспортным средством для зимнего передвижения по снегу, при этом не требуют никакой дороги или колеи. Новые технологии и дополнения в конструкции позволяют легко справляться с глубокими лесными сугробами; большая часть из них используется на непересеченной местности, включая озера, покрытые льдом, или на заснеженных тропах и колеях. Как правило, типы снегоходов разделяются по их назначению.
С момента появления первых прототипов снегоходов до моделей, представленных на рынке на сегодняшний день прошла серьёзная революция в снегоходостроении.
2.1. Виды снегоходов и их назначение
2.1.1. Утилитарные снегоходы
Утилитарные снегоходы отлично подходят для рыболовов, охотников, любителей зимнего туризма и спасателей, поскольку отличаются доступностью и высокой выносливостью, позволяющих применять их и в качестве зимних тягачей, и как средство передвижения.
В основном на утилитарных снегоходах установлены простые комплектующие для обеспечения большей надежности, ремонтопригодности. Простые двухтактные двигатели, телескопическая передняя подвеска, простая электроника. Утилитарные снегоходы всегда имеют широкую гусеницу шириной от 500 мм до 600 мм, а также широкие лыжи, большую багажную площадку, вместительный бардачок под сидением КПП с понижающей передачей.
2.1.2. Туристические снегоходы
Туристические снегоходы отчасти похожи на утилитарные, но отличий имеется довольно много. Более сложная конструкция подвески, направленная на обеспечение комфорта для водителя и пассажира, более сложные и мощные моторы, больше различной электроники, КПП не предусматривает пониженной передачи, что говорит о том, что данные снегоходы не предназначены на перевозку очень тяжелых грузов.
Туристические снегоходы созданы для путешествий и личного пользования. Они пользуются популярностью во многих загородных отелях и базах отдыха, и у обычных граждан, которые любят проводить свои выходные на свежем воздухе, путешествовать и вести активный образ жизни.
2.1.3. Спортивные снегоходы
Спортивные снегоходы предназначены для узкого круга лиц- для профессиональных спортсменов. Спортивные снегоходы имеют отличную от
гражданских версий снегоходов подвеску, чтобы обеспечить максимальную управляемость на трассе, форсированные моторы, рассчитанные на топливо с высоким октановым числом, короткую базу, короткую и узкую гусеницу для облегчения веса снегохода. Использование даже для обычных выездов загородом на выходным не очень удобны.
2.1.4. Снегоходы Кроссоверы
Очень популярный вид снегохода, так как он сочетает в себе и спортивность и туризм для одного человека (с завода всегда идут одноместными). Предназначен для личного пользования, для выездов загородом по выходным дням. Имеет высокую проходимость, большую мощность, удобен и легок в управлении. Имеет схожесть со спортивными снегоходами и с туристическими.
2.1.5. Горные снегоходы
Самый опасный вид снегоходов, так как основная его направление- использование в горах. Конструктивно отличается от кроссоверов значительно более длинной гусеницей, с большим грунтозацепом, имеет базу уже, чем у других снегоходов, что позволяет ему передвигаться вдоль крутых склонов. Наибольшую популярность, конечно, имеет в городах, где есть горы, в равнинной части такой снегоход не нужен и будет вызывать дискомфорт в вождении из-за большой длины.
3. Отечественные снегоходы
Снегоходы отечественного производства занимают отдельную нишу в нашей стране. Все производство можно отнести к утилитарным снегоходам. Первый отечественный полноценный снегоход был изготовлен в 1971 году под названием «Буран» с двигателем от отечественного мотоцикла ИЖ на зводе «Русская Механика» (Тогда «Рыбинское производственное объединение моторостроения»).
В 1972 году для снегохода «Буран» был спроектирован другой двигатель, большей мощности, после чего снегоход пустили в серийное производство. Снегоход «Буран» был очень популярен, он выпускается до сих, конечно, в более совершенном и доработанном виде, славится популярностью у лесников и охотников и в северной части России. Он отличается конструкцией от классического снегохода. У снегохода «Буран» все наоборот- две гусеницы и одна лыжа, что дает ему возможность не застревать в очень глубоком снегу.
В России есть и другой завод снегоходов «Stels», которые очень сильно похожи на продукцию компании «Русская механика».
Пока нет комментариев
Оставить комментарий